Дариуш Лавринович: Во время финала болел за русских

Основная

12.11.2007

Дариуш Лавринович: Во время финала болел за русских
В этом сезоне новоявленный капитан УНИКСа Дариуш Лавринович практически не выходил на площадку (символические минуту-сорок две с красноярским «Енисеем» не всчет) что, конечно же, не могло не сказаться на результатах команды. Всю осень Дариуш восстанавливается после того, как повредил спину. И наша встреча прошла не где-нибудь, а в одном из спортивных центров Казани, где Лавринович тренируется по вечерам.

СЫНОВЬЯ – РОСТОМ В ПАПУ

В спортзал Дариуш приезжает вместе с женой, которая за компанию с мужем поддерживает форму. Недавно Эдита подарила мужу второго сына, и ей сейчас физические нагрузки тоже будут полезны. В общем, чета Лавриновичей совместно проходит реабилитацию.
- Как идет ваше восстановление, Дариуш?
- Нормально. Тренируюсь индивидуально с утра до вечера, и, думаю, через неделю начну тренироваться с командой.
- Что же у вас за травма такая? Хроническая?
- Нет, просто спину прихватило. Практически не отдыхал этот сезон из-за чемпионата Европы и не успел укрепить мышцы спины.
- С другой стороны, есть и один плюс: вы не ездите с командой на гостевые матчи, и Дариуш, ваш младший сын, растет на ваших глазах…
- Конечно, это здорово. Хотя я бы не сказал, что сейчас провожу дома больше времени, чем тогда, когда здоров. Сейчас приходится очень много тренироваться и лечиться. День начинается в 9 часов, до часу дня у меня процедуры. Потом домой –обедаю, пью витамины. Затем иду либо в баскет-холл – в тренажерный зал или к нашему массажисту, либо в один медицинский центр, где есть специальные тренажеры для укрепления спины. Вечером – бассейн, домой возвращаюсь часов в восемь. Так что мечтаю поскорее присоединиться к команде – свободного времени побольше будет.
- Тем не менее, сейчас сыновей видите каждый день. Как себя чувствует маленький Дариуш?
- Отлично! Толстый, растет, кушает больше мамы, - улыбается Дариуш-папа, поглядывая на Эдиту. – 14 ноября ему 2 месяца исполнится. Старшему сыну год и 10 месяцев.
- Ревнует родителей к братишке?
- Сейчас уже привыкает, а первый месяц страшно ревновал! Если Дариуш лежит в коляске – все нормально, подойдет к нему, обнимет, поцелует, игрушку какую-нибудь принесет. Но стоит маленького взять на руки – сразу же подбегает ко мне или жене и начинает капризничать, за ноги тянуть.
- Сейчас для вас главный досуг – семья?
- Да, всегда после тренировки спешу домой, потому что жена остается одна, и ей надо помочь. С утра и до восьми вечера у нас бывает няня, но и детей ведь двое.
- В кого хоть пошли мальчики?
- Ростом – в папу, – улыбается Эдита.

КОМАНДА У НАС ДРУЖНАЯ, СЫГРАТЬСЯ БЫ

- 2007-год для вас получается неплохим: клуб удачно выступил, сборная на чемпионате Европы взялиа третье место и пробилась в Пекин, второй сын родился. вот только играть в УНИКСе придется опять без брата.
- Мы шесть лет играли в разных командах, для нас это не ново. Тем более, что сейчас у каждого из нас своя семья, дети. Ничего страшного в том, что мы в разных клубах и странах, я не вижу.
- Понятно, что брат уехал из Казани, получив более выгодное предложение от «Монтепаски». Он доволен тем, как началась его итальянская карьера?
- Да, вполне. Скучает, конечно, звонит часто, но потихонечку осваивается, обживается. Вот и с ЦСКА неплохо сыграл, хотя итальянцы уступили.
- А в следующем туре уже армейцы проиграли «Олимпии»…
- Думаю, для ЦСКА это только на пользу пойдет. Они во всех матчах считаются фаворитами, давно не проигрывали, а постоянные победы могут аукнуться тем, что в конце сезона проиграешь самую важную игру. А сейчас они вспомнят, что каждого соперника надо уважать.
- УНИКСу об этом уже напомнили и «Енисей», и «Локомотив-Ростов». Что происходит с командой?
- Если сравнивать с прошлым сезоном, игра не клеится… Что я могу сказать? Надо работать, каждый игрок должен сделать выводы и все силы отдавать в каждом матче. В прошлом году было легче, потому что команда была сыгранней, ребята лучше понимали друг друга, а нынче у нас 70 процентов основного состава сменилось. Потому и нет тех результатов, которые ожидали болельщики. Все новые ребята хорошие баскетболисты, но нужно еще влиться в коллектив, усвоить, что от тебя требует тренер, стиль игры команды. Кому-то это дается легко, кому-то труднее.
- Думаю, внебаскетбольные факторы в этом играют тоже большую роль?
- Нсомненно, атмосфера в команде важна. Если за площадкой команда не дружна, то хоть Шакилов О’Нилов привези, игры не будет. Это в НБА два-три лидера могут результат сделать, а в Европе каждый должен суметь сыграть за себя и за того парня, подстраховать, исправить его ошибку, создать партнеру благоприятную ситуацию для броска. И все это связано с атмосферой в коллективе. Когда игроки косо смотрят друг на друга за пределами площадки, трудно ждать, что в игре они помогут друг другу.
- Следовательно от вас как от капитана зависит очень многое…
- Мне было бы намного легче, если бы я сейчас играл – думаю, на площадке смог бы помочь и советом, и делом. Мы общаемся вне зала, недавно ужинали все вместе – отмечали мой день рождения, говорили много. Коллектив-то у нас дружный – если бы этого не было, сразу можно было бы назвать причины плохой игры. Дело в чем-то другом.
- Может, кто-то из новичков недоволен тем, что проводит мало времени на площадке?
- Наверное, в каждой команде есть игроки, которые дуются из-за того, что мало играют. Я думаю, если баскетболист играл по 30-35 минут в одном клубе, а во втором больше сидит на скамейке, он просто не до конца понимает, чего от него хочет тренер.
- Наверное, баскетболистам нужно вбить себе в голову, что только тренер решает, сколько времени давать тому или иному игроку…
- Конечно! С этим надо смириться. И делать выводы, если играешь мало. Может, для тренера важнее не очки, которые ты забиваешь, а что-то другое? Я никогда не винил тренеров, всегда искал ошибки в себе. По-моему, в этом и есть профессионализм игрока: не обижаться на кого-то, не опускать рук, а посмотреть прежде всего на себя.
- Вам-то грех жаловаться на то, что мало играете…
- Нет, и у меня были года, когда я в начале сезона больше на скамейке сидел – не начал же я с 20 лет играть по 30 минут. Но у меня получалось доказывать, что я могу играть – старался понять, что от меня хотят тренеры.

НА ПОЛЯНЕ ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ

- Вы поиграли у Анатанса Сирейки еще в «Жальгирисе», и наверняка вам сейчас в Казани комфортно: три тренера-земляка…
- Возможно, мне легче, чем кому-то другому, поскольку я знаю их требования, человеческие качества, могу посоветоваться или попросить о чем-то, что другие игроки не решаются сделать.
- Приходилось ли вам, как капитану, быть этаким связующим звеном между игроком и главным тренером?
- Конечно. Допустим, кто-то из ребят не понимает, почему он не играл – я всегда подойду к тренеру и спрошу, почему это происходит. Тренер объяснит мне, а я – партнеру.
- Сирейка справедливый тренер?
- Думаю, справедливый. Но даже если несправедливый, игроку нужно принимать тренера таким, какой он есть. Скажу так: нет людей, которые не совершают ошибок, не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Роль тренеров в формировании микроклимата команды значима?
- Не только тренеров и игроков, но и директора, администрации клуба. Со стороны это кажется мелочью, но на самом деле очень важно.
- УНИКС, на первый взгляд, производит впечатление благополучного в этом плане клуба.
- Конечно, у нас все замечательно! Если бы это было не так, мы бы не показали в прошлом сезоне таких результатов. И в этом году все осталось так же, только игроки поменялись. И те, кто раньше выходил очень редко, сейчас постоянно играют.
- Но все же чувствуется, что УНИКСу очень не хватает Штомбергаса. Не пытались уговорить Саулюса еще годик поиграть?
- Его хотели оставить, но Саулюс уже принял решение завершить карьеру. У него дочке уже семь лет, практически без него выросла – он же все время за границей играл, максимум месяц в году был дома. Хотя и физическое состояние у него отменное, и голова замечательно работает – он мог бы еще год-другой поиграть на высоком уровне.
- Мне кажется, УНИКСу сегодня реальнее выиграть Кубок УЛЕБ, нежели чемпионат России, в котором выступает ЦСКА.
- Погодите еще, рано загадывать! Смешно, конечно, будет звучать, если я сейчас скажу: «Мы станем чемпионами России!», хотя все бывает, но думаю, за призовое место мы будем бороться, если в первом раунде плей-офф не попадем на ЦСКА.
- Напряженные концовки, которые становятся для Казани привычными, с трибун-то наблюдать не сахар. А каково вам, не играющему, на скамейке?
- На поляне гораздо легче. Когда не можешь ничем помочь, очень трудно. У меня давно такого не было – смотреть игру со скамейки, непривычно все это. Иногда говорю тренерам: «Может, мне выйти?», но они считают, что сейчас надо иметь холодную голову. Не дай бог, сломаешься и выпадешь до конца сезона.
- К матчу с ЦСКА 24 ноября восстановитесь?
- Надеюсь на это и очень этого хочу. То, что я буду здоров – процентов 90, но надо еще и форму набрать, почувствовать ритм игры.

МЫ НЕДООЦЕНИЛИ СОПЕРНИКА

- Несколько слов о чемпионате Европы: как считаете, для Литвы, бывшей лучшей командой континента, третье место – это успех?
- Конечно. Медали выиграли, на Олимпиаду отобрались – целей, которые мы перед собой ставили, достигли.
- Что же помешало стать чемпионами?
- Вы сами это прекрасно знаете (улыбается). Русские вышли играть с нами, гораздо лучше собравшись на этот матч. А мы до этого достаточно уверенно всех обыгрывали и, наверное, недооценили соперника. И не смогли оправиться от стартового нокдауна (сборная России повела в первой четверти 16:3. – Прим. ред.). Потом догнали соперника, но переломить ход игры не смогли.
- Хотя говорить о том, что Россия была сильнее…
-…Если они чемпионы – значит сильнее! – перебивает Дариуш. – В баскетболе не только мастерство должно быть. Если ты неподготовленным, значит, сегодня ты слабее и твое место – третье. Не важно, что сегодня мы, возможно, выиграем у России, важно сделать это в нужном месте в нужное время.
- Финал смотрели беспристрастно или за кого-то болели?
- Конечно, болел – за русских! Думаю, как и 90 процентов игроков сборной Литвы. Мне не понравилось, что испанскую сборную уже с самого начала чемпионата подавали как чемпионов Европы. Я же думал, что рано они радуются. Так и случилось. Хотя после того, как мы проиграли России, для меня поражение испанцев не явилось неожиданностью. Я надеялся, что русские победят. Они были в отличной форме, в чем громадная заслуга Блата.

НАЖАЛ ПЕДАЛЬКУ – И ПОШЕЛ!

- Хочется играть в Евролиге?
- Хочется, но это не самое главное. Было бы главным – я в Казань не приехал бы.
- А что главное для вас в работе?
- Найти свою команду, где тебе нравится, где тебя понимают, чтобы получать удовольствие от работы, а не идти в зал как на каторгу. Это и на игре отразится, и для семьи лучше.
- Можно ли говорить о том, что УНИКС ваша команда?
- Меня в Казани все устраивает. Конечно, бывает холодновато, но немногим от Литвы климат отличается.
- А водители местные не смущают?
- Я в течение двух недель освоился. Мне даже нравится такая езда! Не то что в Литве, где едешь пятьдесят и каждый каждого пропускает. А здесь – нажал педальку – и пошел!
…Вот бы и УНИКСу так педальку нажать в ходе нынешнего сезона! Давайте будем верить в то, что это все же случится.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Дариуш ЛАВРИНОВИЧ
Амплуа: тяжелый форвард, центровой
Родился 1 ноября 1979 года в Вильнюсе (Литва)
Рост: 212 см. Вес: 103 кг.
Выступал за команды: «Алитус» (Алита) – 1996-2000, 2002/03, «Жальгирис» (Каунас) – 2003-2006 (оба – Литва). С 2006 года в УНИКСе.
Достижения в клубах: чемпион Литвы (2004, 2005), победитель Балтийской лиги (2005), серебряный призёр чемпионата России (2007). Лучший игрок чемпионата Литвы (2006).
Достижения в сборной: участник чемпионата Европы (2005, 2007). Бронзовый призёр чемпионата Европы (2007).
Женат, воспитывает сыновей Титаса и Дариуша.

Александр ЕГОРОВ, "Cоветский спорт"
Фото: Руслан ИШМУХАМЕТОВ