Неразгаданная тайна баскетбола

Основная

09.07.2007

Неразгаданная тайна баскетбола
Отрадно, что каждый год у УНИКСа появляются новые болельщики, новые поклонники баскетбола. Игра для них нова, не все еще ясно из того, что творится на площадке. Отсюда вопросы, но познание сути игры, ее нюансов – дело времени. Помощники здесь – более сведущие в вопросах баскетбола коллеги, друзья, спортивная пресса. По ходу сезона ко мне не раз обращались с просьбой рассказать о баскетболе в целом, об истории возникновения игры, ее сути как спортивного зрелища. Каюсь, из-за нехватки времени оставлял эти просьбы на потом. Сейчас, когда сезон завершен, предлагаю нашим молодым болельщикам этот рассказ о баскетболе.
Поскольку игра зародилась в Америке, и я использовал американские источники, подойду к проблеме по-американски, с позиций философии баскетбола.
Итак, баскетбол – это игра, в которую без преувеличения играет весь мир (стран-членов ФИБА более 200), и число поклонников этой чудесной игры растет год от года. Не так давно в спортивно-рекламных паузах во время трансляции матчей НБА в любви к баскетболу признавались и четырехгодовалые малыши, и убеленные сединой пожилые люди, и школьники, и бизнесмены, и юные продавщицы мороженого, и домохозяйки.
Гораздо сложнее ответить на вопрос, за что любят баскетбол? Увлечение, любовь, эмоции, чувства – все это с трудом поддается рациональной оценке, анализу. И все же…
Заглянем в историю. «Хлеба и зрелищ!» - этот лозунг-требование граждан Древнего Рима вновь стал актуальным в XIX веке – веке бурного развития промышленности, роста городов, увеличения числа рабочих. Потребовались массовые зрелища, отвечавшие вкусам нарождающегося пролетариата. Так появляются бокс, футбол, в Северной Америке – хоккей. Относительная простота правил, зрелищность, достаточная жесткость, нередко переходящая в жестокость, импонировали вкусам малообразованных рабочих. И эти виды спорта быстро завоевывали популярность. Это позднее бокс из драки превратился в состязание, где голова играет едва ли не большую роль, чем руки. А возросшие до искусства, не побоюсь этого слова, техника и разнообразная тактика сделали футбол и хоккей теми великолепными спортивными играми, какими мы видим их сегодня. Но тогда, сто и более лет назад, они выглядели иначе.
Развивалась техника, совершенствовалось производство, все больше становилось образованных людей, тех, кого принято называть интеллигенцией: юристов и врачей, инженеров и педагогов, ученых и студентов. Их напряженный труд тоже требовал разрядки в виде спортивного зрелища. Но зрелища специфичного – без жестокости, но эмоционального, спортивного, чем-то сродни искусству, интеллектуального, с достаточно сложными правилами. Поэтому, вполне естественно, что появился баскетбол. И появился он в студенческой среде. Честь изобретения баскетбола принадлежит уроженцу Канады доктору Джеймсу Нейсмиту.
Формальным поводом для изобретения было задание преподавателю Международной тренировочной школы в Спрингфилде (штат Массачусетс, США) Нейсмиту придумать новую игру для студентов, недовольных содержанием обязательных занятий по физическому воспитанию. Причем, «интеллектуалы» выдвинули требование – игра должна быть без физического контакта игроков. Чтобы интеллект и мастерство превалировали над силой, Нейсмит придумал мишень поражения не на уровне пола и не вертикально, а подвешенную горизонтально корзину, вне пределов досягаемости для игроков. Баскетбол до сих пор остается единственной спортивной игрой современности, где цель поражения находится не на игровой поверхности. Не потому ли его так любил первый космонавт Земли Ю.А.Гагарин.
Нейсмит сформулировал и первые правила игры. 21 декабря 1891 года в гимнастическом зале Спрингфилдского колледжа состоялся первый матч. Этот день считается днем рождения баскетбола. Интересно, что своему названию баскетбол обязан случаю. Вначале Нейсмит хотел прибить картонные коробки в разных сторонах зала, и основной целью игры ставил забрасывание мяча в коробку. Такая игра могла получить название боксбол (box – коробка, ball – мяч). Лишь не найдя коробок, Нейсмит использовал вместо них корзины из-под персиков. В истории осталось и имя игрока, забросившего в первом матче первый мяч. Наверное, потому, что он оказался единственным. Его имя Вильям Ченз.
Позднее в 1892 году Нейсмит публикует первую «Книгу правил», содержащую 13 пунктов, большинство из которых действуют и в наши дни. Баскетбол завоевывает потрясающую популярность. Уже в 1895 году США провели официальные соревнования по баскетболу. А затем он начал молниеносно распространяться по всему миру.
Чемпионаты Европы по баскетболу проводятся с 1935 года, с 1936 года баскетбол присутствует на Олимпиадах, в 1950 году прошло первое мировое первенство. Безусловно, баскетбол стал одним из феноменов XX столетия.
Появившись позднее многих популярных спортивных игр современности, именно баскетбол стал генератором тактических идей, общих для большинства спортивных игр. Так, прессинг, появившийся в баскетболе еще в 40-е годы, пришел в футбол лишь в начале 70-х. Мы увидели этот тактический прием в исполнении футболистов «Аякса» и сборной Голландии. Называлось это «тотальным футболом». Быстрый прорыв появился в баскетболе в 50-е и лишь сейчас стал систематически применяться в родственном гандболе. Таких примеров можно привести множество.
А сложные, многопунктовые правила лишний раз подтверждают, что баскетбол – игра интеллектуалов. Причем, баскетбол в отличие от консервативных футбола и хоккея находится в постоянном поиске самосовершенствования за счет изменения правил, появления новых, и процесс этот далек от завершения.
В Соединенных Штатах отошли от оценки баскетбола, как исключительно спортивной игры, спортивного зрелища. В одном из номеров журнала «Спортс иллюстрейтед» плавный ритм баскетбола сравнивается с «подчеркнуто математической симметрией фуги Иоганна Себастьяна Баха». Мне, лишенному музыкального слуха, принять это сложно, но тем не менее…
То, что не искушенному зрителю может показаться беспорядочным, на самом деле задумано как четкая композиция, требующая ловкости, выносливости, чувства времени и умения постоянно оценивать ситуацию в считанные доли секунды. Когда баскетбол сравнивают с каким-либо из искусств, большинство американских авторов говорят о свойстве этого вида спорта, близких к балету. Такое наблюдение обычно относят к игре под щитом – ведение мяча по площадке, как совершенно иной игровой элемент перевести на язык балета все же мудрено, однако имеет смысл оценивать баскетбол, как целое. Это отметил Д.Купер, американский философ, говоря о красоте, присущей противоборству двух команд. Джей Райт, поэт и драматург, оценивает баскетбол, как «искусство, имеющее свою собственную эстетику». Сходное ощущение случалось испытывать и великому баскетболисту Биллу Расселу: «Для меня нет ничего красивее, чем группа людей, объединяющих усилия для достижения общей цели. Каждый попеременно то подчиняется другим, то выдвигается на первый план с целью добиться в полном смысле командной игры. Часто я мысленно ставил себя за пределы площадки и наблюдал за игрой со стороны. Это было красивое зрелище».
Д.Грин высказывает мысль, что при сравнении баскетбола, да и спорта в целом, с искусством выявляется больше сходства, чем различий. «Чтобы научиться ценить возможность эстетического наслаждения баскетболом, необходимо обратить внимание на его заметную близость к искусству. Они схожи в трех важных аспектах. Их объединяет, во-первых, большой эмоциональный подъем; во-вторых, наличие законов и правил, которые так же серьезны и обязательны, как в философии или физике; наконец, в-третьих, отметим созидательный и творческий характер баскетбола и искусства. Существенное различие между ними состоит в том, что баскетбол более демократичен и повседневен, более материалистичен и приземлен».
Если допустить, что спорт и баскетбол, в частности, - исполнительское искусство, то кто же тогда может быть назван в нем художником в высшем понимании слова? Мы можем назвать Д.Нейсмита, отца-изобретателя баскетбола, великих баскетбольных тренеров. Но нельзя же только на основании того, что Нейсмит создал новую игру, а некто привел команду к победе в чемпионате НБА или на Олимпиаде, назвать их художниками! Или все-таки можно? А может быть, пришло время переоценки ценностей? Ведь Нейсмит создал красивую игру, «настоящее искусство», по словам Павалона. А как быть с творцами игры? Посмотрите матчи НБА. Разве мы не можем сказать, что игроки, подобные Джордану, обладают чертами художника, что, планируя развитие игры, он демонстрирует свои творческие способности.
Самый совершенный матч еще не сыгран. В умах людей существует представление о том, какой должна быть совершенная игра. Не в меньшей степени, чем живописец, скульптор, писатель, композитор, танцовщик или актер, спортсмен стремится к совершенству в своем творчестве. Результат его стремления может рассматриваться, как произведение искусства, нечто проникнутое ощущением прекрасного.
Все громче заявляет о себе в баскетболе наука. Защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций по различным аспектам игры, в основном, по физической, технической, психологической подготовке баскетболистов, по проблемам спортивной медицины, касающихся непосредственно баскетбола. А тренерский поиск новых тактических схем, изобретение комбинаций, практические эксперименты на площадке – разве это не сродни научно-исследовательской работе? В последние годы серьезные баскетбольные соревнования немыслимы без использования компьютеров, которые оказывают неоценимую аналитическую помощь, помогают специалистам получать подробнейшую информацию буквально по всем аспектам игры. В будущем вероятно и прямое вторжение царицы наук - математики в тактику баскетбола.
Наш очерк был бы неполным, если в поисках причин популярности баскетбола, всемирной любви к нему не упомянуть о его многоликости.
Есть баскетбол НБА. Это верх технического исполнения на сегодняшний день, это великолепное шоу, спектакль, это искусство, это, наконец, мощнейшее средство пропаганды игры в мире.
Есть европейский баскетбол. Баскетбол умный, рациональный, не всегда внешне броский, яркий, но доставляющий огромное эстетическое наслаждение знатокам игры. Именно он – образец трудолюбия и самопожертвования спортсмена во имя спортивного результата.
Есть баскетбол, который мы по привычке называем советским. Он где-то близок к европейскому, а где-то далек от него. В нем больше романтизма, лихости и азарта. Именно он дал игроков высочайшего исполнительского уровня, ярких самобытных звезд.
Есть баскетбол женский, живущий по своим законам.
Есть, наконец, баскетбол детский.
В каждом из этих баскетболов свой внутренний мир, свои законы, своя тактика, своя философия игры. Их многое объединяет, но и разъединяет тоже многое.
Вот такая это игра, баскетбол – спорт, искусство, наука. Это огромный, яркий, прекрасный и самобытный мир. За все это его любят миллионы людей на планете. И еще за то, на что не найти нам ответа. Пусть она остается – великая неразгаданная тайна баскетбола.

Владимир ТАМБОВ
Фото: Роман КРУЧИНИН