«Коза ностра» казанского баскетбола

Интервью

08.06.2012

«Коза ностра» казанского баскетбола

Сейчас трудно установить, кто первым в истории произнес гениальную фразу: «Без прошлого нет будущего». Только хорошо зная прошлое, мы в состоянии объективно оценить настоящее и спрогнозировать будущее. Незабытое прошлое это еще и дань памяти тем, кто строил плацдарм для лучшего будущего, ставшего для тогдашнего молодого поколения сегодняшним настоящим. Теперь уже новое поколение творит историю с надеждой на лучшее будущее. Не все из задуманного удается реализовать, на то есть свои причины. Но были люди, были дела и творения. Наша задача не дать им стереться в памяти людской, по заслугам оценить сделанное. Все вышесказанное в полной мере относится и к спорту.

Некоторое время назад на сайте санкт-петербургского «Спартака» была опубликована статья из клубной истории начала 50-х годов прошлого столетия. Не думаю, что она осталась без внимания. У нас в Казани был свой «Спартак», выступавший достаточно успешно. В нем играл Игорь Павлович Позняк, по окончании игровой карьеры создавший команду «Университет», предтечу нынешнего УНИКСа. Позняк стал первым в Татарской АССР заслуженным тренером РСФСР по баскетболу. Кстати, в этом году «Университету» исполняется 55 лет. В конце 60-х годов в молодежном составе лучшей на ту пору команды республики под руководством И.П. Позняка довелось играть и автору этих строк. Так что, данную публикацию можно рассматривать и как дань уважения ученика своему учителю.

- Игорь Павлович, как вы в баскетбол-то попали?

- Можно сказать случайно, было это в 1946 году. В конце и после окончания войны интерес к баскетболу в Казани резко возрос. Команда «Крылья советов» была составлена из эвакуированных из Ленинграда рабочих и инженеров, в «Динамо» играли сотрудники милиции и госбезопасности, в команде Казанского авиационного института студенты этого ВУЗа. Все они имели, как тогда говорили, «бронь». Поэтому в первые послевоенные годы эти коллективы стали основными пропагандистами игры в городе, занимали призовые места во всех городских соревнованиях. Сам я предпочитал тренироваться в секции бокса. Однажды ко мне подошел приятель моего брата и попросил сыграть за юношескую команду КАИ, благо на тренировках по боксу мы немного в баскетбол играли. Отыграл за юношей КАИ, необходимость в моих услугах отпала. Но игра увлекла, и я начал тренироваться в «Динамо», место тренировок было рядом с моим домом. Возглавлял динамовцев Николай Попов, известный в Казани спортсмен. Был чемпионом России по легкой атлетике, очень прилично играл в волейбол, баскетбол. Городские власти к баскетболу в ту пору относились с должным вниманием. Так в целях пропаганды игры в 1947 году состоялся баскетбольный матч на площади Свободы, главной площади Казани. Довелось в нем участвовать и мне. Вскоре динамовская команда перестала существовать, и я перешел в «Спартак». В «Спартаке» играли мои ровесники, но уже в 1949 году мы, обыграв основных конкурентов, стали базовой командой республики, представляли Татарию на российской и всесоюзной аренах.

- В каких условиях вам приходилось тренироваться и играть?

- Энтузиазм был большой, люди находились под эйфорией победы. Тяга к спорту была огромной, к баскетболу, в том числе. Могу сказать, что во второй половине 40-х годов на первенство Казани каждый коллектив (сейчас бы сказали клуб) выставлял 9 команд разных возрастных групп. Представляешь! Играли, в основном, на открытых площадках стадионов «Трудовые резервы» (ЦПКиО) и «Динамо». Проблем с формой почему-то не было. Нам ее регулярно выдавали, как и игровые тапочки, кед и кроссовок тогда мы еще не знали. Перед каждым турниром нас ставили на сборы, талонов на день хватало, чтобы полноценно питаться, как минимум, два раза. Получалось, что на таких сборах мы были по 3 – 4 месяца в году.

- То, что вы играли почти исключительно на открытых площадках, способствовало популяризации баскетбола в городе?

- Играли мы в парковой зоне, так что недостатка в зрителях не было. Игры на открытых площадках были хорошим стимулом для начала занятий баскетболом. Многие известные казанские баскетболисты пришли в игру таким путем: увидели – понравилось – пошли в баскетбольную секцию. Идея загнать баскетбол в залы сыграла пагубную роль.

- Все большую популярность в городе приобретает стритбол. Как вы к нему относитесь?

- Исключительно положительно. Игра доступна каждому, было бы, где играть. Хорошо, если бы в каждом районе было по 2 – 3 стритбольных центра, где все желающие, а в первую очередь дети, могли беспрепятственно играть в баскетбол. К сожалению, после того, как баскетбол перешел в залы, качественных открытых площадок почти не осталось. Сейчас идет возрождение уличного баскетбола, но, к сожалению, очень медленными темпами. Часто прохожу мимо общеобразовательных школ, в каком запущенном виде игровые площадки! Никто за ними не ухаживает, никто их не реставрирует. Кольца погнуты, часто щитов нет. Хотелось, чтобы при всех школах были нормальные баскетбольные площадки. Мое мнение таково, весь любительский баскетбол в летнее время должен базироваться на открытых площадках.

- Давайте вернемся в 40-е годы. Тогда помимо первенств городов, республик, Советского Союза проводились первенства Центральных советов спортивных обществ, таких как «Спартак», «Динамо», «Наука», «Трудовые резервы» и т.д. Какую роль в развитии баскетбола играли эти соревнования?

- Раньше были очень сильные спортивные общества, сейчас их практически не осталось. Первенства этих спортивных обществ проводились в массовом порядке, включали первенство СССР. Сначала игрались региональные соревнования, потом первенства союзных республик, а затем лучшие команды участвовали в первенстве ЦС Советского Союза. Для участников соревнований игр набиралось больше чем сейчас у профессионалов. За сезон мы играли от 80 до 90 матчей. Большую роль в баскетбольном плане сыграло вхождение Прибалтийских республик с состав СССР. У прибалтов мы многому научились, они играли совершенно в иной баскетбол, и мы быстро перенимали все лучшее, прогрессивное. Мне довелось сыграть против команды Литвы, в составе которой были чемпионы Европы 1939 года. Это был хороший урок баскетбола. Проводились первенства ЦС и в Казани, в одном из них наш «Спартак» занял второе место в Советском Союзе. Наш «Спартак» был бессменным чемпионом этого общества в России. Когда игры проходили в Казани, ты не представляешь, сколько было зрителей. Люди на плечах друг у друга сидели. Надо сказать, что и тогдашние власти с должным вниманием к баскетболу относились. При каждом спортобществе были детские, юношеские группы. Как результат, юношеская сборная Татарской АССР в 1948 году победила в первенстве Российской Федерации.

- Какова была общая атмосфера спортивных соревнований того времени?

- Самая доброжелательная, время было такое, люди жили надеждой, стремлением к лучшему. После окончания игр мы тесно общались с игроками других городов и республик, вместе по вечерам ходили в парки, много говорили о баскетболе.

- Наверняка, и без застолий не обходилось?

- Обязательная составляющая турниров. Хочу тебе сказать, и выпивали мы вместе. Но никогда не напивались, не помню каких-либо эксцессов. Особенно нам нравилось ездить в Прибалтийские республики, соревнования там были организованы на очень высоком уровне. Покрытие площадок высокого качества, для зрителей были оборудованы трибуны.

- Игорь Павлович, вот какой вопрос хочу вам задать. За исключением, может быть, нескольких ведущих команд Союза, баскетбол в то время не был профессиональным. Все находились в равных условиях, что же мешало казанскому баскетболу войти хотя бы в десятку лучших команд страны?

- Я бы не сказал, что все находились в равных условиях. Материальная база казанского баскетбола была не из лучших. Мы не стояли на круглогодичных сборах, не получали зарплат. Были стопроцентными любителями, играли от души и от сердца. Как можно было тягаться с ЦСКА или с «Жальгирисом», где игроки находились на ставках, получали по тем меркам неплохую зарплату, а материальная база этих клубов ни в какое сравнение не шла с нашей.

- А если бы тогдашнее татарстанское руководство поставило задачу своей команде войти в число лидеров отечественного баскетбола и создало бы для этого необходимые материальные условия, сумели бы вы, баскетболисты того поколения, такую задачу решить?

- (После некоторого раздумья). Думаю, что, да. К примеру, в 1949 году казанский «Спартак» занял 11-е место в чемпионате Советского Союза. Результат по тем временам очень приличный. Мы выиграли первую половину встречи у тогдашнего чемпиона - тбилисских динамовцев.

- Команды того времени были составлены из доморощенных баскетболистов?

- Баскетболистов из других городов в командах практически не было, играли своими воспитанниками.

- Опять возвращаюсь к поставленному вопросу, чего же не хватало: немножко мастерства или немножко денег?

- Скорее, руководство республики не понимало, зачем это нужно. Профессионального спорта официально в то время в стране не было. Массовый спорт действительно был любительским. Неформально профессионалами были только самые выдающиеся спортсмены, и вот так произвольно создать профессиональную команду в каком-то регионе без санкции высшего руководства страны было просто невозможно. А такой санкции быть опять же не могло, потому что в масштабах страны в ней не было необходимости.

- А что мешало создать элитную команду в 60-е годы, когда вы в качестве тренера возглавили «Университет»? Зная ваше спортивное честолюбие, ваши амбиции не могу поверить, что вы такой целью не задавались.

- В сентябре 1957 года я со своими воспитанниками пришел в Казанский государственный университет. Я – работать, они – учиться. К 1960 году «Университет» стал лучшей, базовой командой республики, не отдавая первенства все последующие годы. Я понимал, что усилиями только казанских игроков дальнейший прогресс будет затруднен. Начал приглашать баскетболистов из соседних городов. Что я мог предложить? Учебу в КГУ, стипендию и место в общежитии. Тем не менее, мы стали лучшей студенческой командой РСФСР, а в 1965 году выиграли студенческое первенство Советского Союза. В середине 60-х годов команда играла в первой лиге союзного чемпионата, к слову, футбольный «Рубин» добился такого права позже нас. Очень сильно мне помогал ректор КГУ Михаил Тихонович Нужин. Это был выдающийся, большой души человек. (Сейчас именем Нужина названа одна из прилегающих к университету улиц, памятник ректору стоит в сквере напротив университета, В,Т,). Для баскетбольной команды он сделал очень много. Вот конкретный пример. Разыскал во Владимире очень высокого мальчишку, совершенно «сырого», но высокого. Спрашиваю: « В Казани в университете учиться хочешь?». Учиться, отвечает, хочу, только мне в армию через три дня идти, повестка на руках. Езжай, говорю, срочно в Казань и сдавай вступительные экзамены. Звоню ректору из Владимира, объясняю ситуацию. Михаил Тихонович дает указание принять у него экзамены. Не хочу сказать, что Бабьялов сдавал экзамены по блату, парнем он оказался неглупым. Через два дня вернулся во Владимир со справкой, подтверждающей, что он является студентом Казанского университета. Из этого мальчишки мне удалось сделать одного из лучших центровых Советского Союза.

- Но Бабьялов за все, что вы для него сделали, ответил неблагодарностью. Бросил команду, когда она была на взлете, на подъеме. Тяжело переживаете предательство?

- Я на Юру зла не держу. Тут больше его жена виновата, глупая и меркантильная была женщина. Я пробил Юре однокомнатную квартиру, а после того, как он женился, и в семействе ожидалось прибавление, он стал просить двухкомнатную. Знаешь, как с квартирами было тяжело, кто же после однокомнатной сразу даст двухкомнатную, в обкоме партии отказали. В это время его стали приглашать во многие команды страны. В Киев звали, в Москву. А его жену соблазнил факт приглашения в Таганрог, где давали трехкомнатную квартиру с видом на море. (В Таганроге в то время была довольно сильная команда первого дивизиона «Красный котельщик», за которую играл нынешний тренер УНИКСа Александр Зрядчиков, В,Т,). Юра был мягкотелым, жене не перечил. Уезжал с тяжелым сердцем. Он ведь не только хорошо в баскетбол играл, но и учился отлично. Михаил Тихонович ему так и говорил, через 6 лет будешь доктором наук.

Вот этот пример с квартирой ярко говорит о наших тогдашних ограниченных возможностях, в этом плане командам из других городов мы уступали. Если бы удалось сохранить состав, результаты были бы иными. По ростовым данным мы были не хуже ведущих команд страны. Рост центрового Никитина 211 см. , по тем временам редкость. Рост Бабьялова 205, у Юры были такие длинные руки, что он крыл «крюки» знаменитого Канделя. Выше двух метров Спиридонов, Реморов, Мясников. Понимания у руководства города и республики я не нашел. Игроки стали разъезжаться туда, где им предлагали лучшие условия. Никитин уехал в Волгоград, стал чемпионом Европы среди молодежных команд. Однофамильцы Ивановы подались в Киев и Свердловск, Золотцев – в Краснодар.

- Давайте вернемся в нашу действительность. Не секрет, что посещаемость стадионов и дворцов спорта падает, на то, на мой взгляд, есть много причин. Сейчас не о них, а о том, как вернуть болельщика на трибуны.

- Конкретно буду говорить о баскетболе. Думаю, если бы в УНИКСе играла хотя бы пара местных воспитанников, казанских ребят, зрителей на трибунах было бы больше. Их родные, друзья знакомые матчей бы точно не пропускали, да и, вообще, болельщик с большим удовольствием смотрит игры, в которых участвуют местные ребята. Второе, на всех играх УНИКСа в обязательном порядке должны присутствовать учащиеся спортивных школ. Где же еще учиться баскетболу, как не на играх такого высокого уровня.

- Мы их постоянно приглашаем на игры, совершенно бесплатно, а они не идут. Понятно, что в вечернее время дети, подростки из других городских районов могут придти на игру только в организованном порядке. Приводить на игры их должны тренеры, а вот инициативы наставников мы не видим. Существуют определенные проблемы с приездом в Баскет-холл, не отрицаю, но часто это обычные отговорки. Есть такая восточная мудрость: «Кто хочет, находит повод, кто не хочет, ищет причину».

- Ты обратил внимание, что баскетболисты моего поколения, а многим уже за 70 - 80 лет практически не пропускают игр УНИКСа, как и мои ученики, которым также за 60. А таких наберется более полусотни. В дни баскетбольных юбилеев хотелось бы, чтобы ведущий по микрофону объявлял об их присутствии в зале. Эти люди многое сделали для татарстанского баскетбола и имеют право на то, чтобы не быть забытыми. Этот маленький шаг опять же будет способствовать пропаганде баскетбола, популяризации УНИКСа.

Послесловие

Надеюсь, из прочитанного любителями баскетбола будут сделаны должные выводы. Татарстанский баскетбол имеет давнюю историю и славные традиции. Но по ряду причин, о которых Игорь Павлович рассказал в интервью, долгие годы мечта о большом баскетболе в городе и республике оставалась только мечтой. Еще лет десять назад я писал, что различие между татарстанским баскетболом советских времен и баскетболом современным такое же, как между крестьянской сохой и космическим кораблем. Сегодня я продолжаю придерживаться такого же мнения. Ни коем образом не хочу принизить тогдашние достижения, которые сегодня кажутся более, чем скромными. Игорем Павловичем и баскетболистами его и последующих поколений было сделано немало. Но не все зависело от их желания и таланта. Однако сделали эти энтузиасты много, они сохранили любовь горожан к игре. В середине 80-х годов, когда противостояние ЦСКА и «Жальгириса» в представлении казанских любителей баскетбола было «битвой богов», команда первокурсников КГУ, представлявшая республику на российских соревнованиях, несмотря на регулярные поражения в чемпионате, собирала на трибунах «Батыра» полный зал болельщиков. Сейчас мы привыкли к успехам УНИКСа, и вхождение в восьмерку лучших команд Европы воспринимается вполне обыденно. Татарстанский игровой спорт сегодня в целом лучший в стране, в городе регулярно проводится множество игр самого высокого уровня. Простите меня за столь резкое высказывание, но казанский болельщик попросту «зажрался». Я не вношу столь уж сильный негативный оттенок в этот термин. Ведь от избытка главный герой «Белого солнца пустыни» и от черной икры отказывался. В середине 70-х в Казань приезжало минское «Динамо», лидер первой лиги футбольного чемпионата, по рейтингу 13 – 17 команда страны. На матче «Рубина» с минчанами Центральный стадион был переполнен, лично я сидел в проходе на бетонных ступеньках. Сидели ли болельщики на ступеньках на игре «Рубина» против «Барселоны»? Болельщикам кажется, что столь высокий уровень спорта будет в Казани вечно, и они в любое время сходят на игру экстра-класса. Дай-то Бог! Но играют спортсмены не только для престижа республики, главным образом, для своих болельщиков. Они ждут от болельщиков со-участия в игре. Игнорирование спортивного состязания явление тревожное. Так и хочется привести поговорку: «Что имеем, не храним, потеряем – плачем».

Касательно баскетбола напомню, в высший европейский свет он вышел не по взмаху волшебной палочки. Это результат колоссального труда многих, кто причастен к этому процессу, (взлету «космического корабля»), в первую очередь президента УНИКСа Евгения Богачева. Представление, что президент клуба, будучи председателем Национального банка, сидит на мешке с деньгами, которые без проблем раздает на содержание команды, не только неверное, оно вредное. Деньги не растут из земли, под ногами не валяются, и нужны колоссальные усилия для ежегодного формирования клубного бюджета, для руководства полноценной деятельностью клуба. И тут, поверьте, на первое место выходят личностные качества политика, хозяйственника, управленца, и только на второе занимаемая должность. Сегодняшний УНИКС держится на Богачеве. Безусловно, без действенной поддержки руководства республики нашему УНИКСу никогда не быть тем УНИКСом, который мы видим сегодня. Все так, но конкретным управлением занимается именно Богачев, а ведь он еще и председатель Национального банка Татарстана. Нагрузка колоссальная. С грустью всегда воспринимаю критику в адрес клуба и его сотрудников, включая президента. С грустью, потому, что, если критика действенна, значит, мы где-то недоработали, мы, а только и не столько Богачев. С грустью, потому, что критикующие плохо представляют весь объем работ в клубе и клубные проблемы, ставя себя в роль постороннего наблюдателя. Твердо убежден, что казанский баскетбол, его флагман УНИКС, должны стать нашим общем делом, делом баскетбольных профессионалов и баскетбольных любителей, «коза нострой» («наше дело» - в переводе с итальянского) в позитивном понимании этого словосочетания. Пусть каждый, кто любит баскетбол, кто за него болеет, спросит себя, а что я сделал, чтобы он стал лучше. Наивно, да, нет, я уже давно не наивен, просто не вижу иного пути развития. «Коза ностра» и не как иначе.

Подготовил Владимир ТАМБОВ