Парадоксы, которые мы не замечаем

Лента новостей

05.06.2012

Парадоксы, которые мы не замечаем Наступило межсезонье, время, когда основное внимание болельщиков приковано к селекционным процессам в клубах. Официальных игр нет, олимпийская квалификация и сама Олимпиада еще впереди. Так что, пока время затишья, есть возможность поговорить на темы около баскетбольные, не имеющие прямого отношения к Большой игре, о которой журналисты писали в течение длинного сезона.

Есть вещи, к которым мы настолько привыкли, что порой не замечаем их несуразности, парадоксальности. Не является исключением и баскетбол. К примеру, любителям баскетбола не нужно объяснять, что такое пронос мяча. И характерный судейский жест им также хорошо знаком. Однако, в «Правилах баскетбола», ни в нынешних, ни в тех, что действовали ранее, понятия «пронос мяча» нет и не было. То, что мы подразумеваем под проносом, официально трактуется или как пробежка, или как двойное ведение. Однако же, характерный судейский жест существует. Когда я спросил об этом несоответствии одного из наших самых уважаемых и авторитетных арбитров, он отнес его к баскетбольному жаргону. Вот так, официального правила нет, а судейский жест существует.

Деление спортсменов по игровым амплуа, скажем, в футболе не вызывает вопросов. Там действительно защитники в большей степени выполняют оборонительные функции, а задача нападающих в первую очередь атаковать. А в баскетболе, игре носящей тотальный характер? Какие к черту защитники и нападающие. Все атакуют и все защищаются. Не вызывает сомнений лишь амплуа «центровой». Название соответствует игровой функции. Он действует в центре, под кольцом. Появление в баскетболе терминов «защитник» и «нападающий (форвард)» не следование общепринятым в спортивных играх наименованиям игроков по амплуа. Сейчас в это сложно поверить, но на заре зарождения баскетбола в нем действительно были четко разделенные по функциям нападающие и защитники. Два игрока только нападали, не пересекали центральную линию и не возвращались в защиту. Двое других только защищались, также не пересекая центральную линию площадки. И только центровой челноком носился от одного кольца к другому. Сейчас нередко защитников в баскетболе именуют «игроками задней линии», а нападающих – «передней». Это более четкие определения. Смущает одно – словесные длинноты в произношении.

Да простят мне армейский клуб, к которому я отношусь с должным уважением, и его болельщики, если я чего-то упустил, и разъяснение по этому вопросу уже было. Я вот о чем. Названия команд в современном российском баскетболе даются на двух языках: русском и английском. ЦСКА – CSKA? Но слово «клуб» в английском языке начинается с буквы «с». То есть правильно – CSCA. Может быть, аббревиатура дается не на английском, а на французском, который был языком международного общения в 20-е годы прошлого столетия, когда создавался ЦСКА? Но и на французском слово клуб начинается с буквы «с». На немецком вот с буквы «к»! Не изучал эсперанто, суахили и другие языки. Но, если серьезно, как человеку любознательному, хочется знать, почему буква «с» уступила место в названии команды букве «к».

Те несоответствия, которые я назвал парадоксами, наверняка, далеко не единственные. Просто, это первое, что пришло в голову. Предлагаю любителям баскетбола своеобразную гимнастику ума. Поройтесь в своей памяти и наверняка что-нибудь отыщите. Глядишь, и энциклопедию баскетбольных (спортивных, если шире) парадоксов создать можно.

Владимир ТАМБОВ