Центровой УНИКСа Крешимир Лончар: Детям покажу фото с Кириленко

Основная

11.11.2008

Новичок УНИКСа размышляет о России, мечтает о Евролиге и радуется чемпионству «Рубина» Впервые казанская публика увидела Крешимира Лончра в прошлом году. Молодой и стильный игрок ростовского «Локомотива» в поединках с УНИКСом запомнился не только эффектной внешностью, но и великолепной борьбой под щитами, которую он навязывал сопернику. Летом финалист Евролиги и чемпион Италии оказался в Казани…

Русский выучил на Украине
- Крешимир, в последних матчах вы сыграли хорошо и были одним из лидеров команды…
- У нас каждый может быть лидером в отдельно взятом матче. В УНИКСе 14 игроков, среди которых много сильных и титулованных парней. Не так уж и важно, сколько очков я набираю. Понимаете, в одном матче я могу сыграть хорошо, в другом – кто-то другой. Это не принципиально. Главное – у нас хорошая команда, которая, я надеюсь, будет претендовать на самые высокие места во всех трех турнирах. Для нас важны не индивидуальные показатели, а победы УНИКСа.
- Вы играли в пяти разных странах. Сколько же языков вы знаете?
- Сейчас посчитаю (при этих словах Лончар начинает загибать пальцы на правой руке). Русский, хорватский, итальянский, немецкий, английский – получается пять. На немецком я разговариваю не очень хорошо, но зато понимаю все, что мне говорят. Сейчас вот учу испанский язык.
- Где вы научились так хорошо говорить по-русски? Изучали язык в школе?
- Нет, изучал на практике. Когда я переехал из Италии в Киев, то вообще ничего не понимал по-русски. Но я много общался с людьми и постепенно пытался учить слова и выражения. Самым трудным оказалось выучить русские буквы. Я очень старался, чтобы запомнить их. В Киеве я провел два года и немного начал говорить на вашем языке. А потом перебрался в Ростов. Сейчас говорю по-русски еще не очень хорошо, но через год-два буду знать его гораздо лучше!
- Когда татарский язык выучите?
- Наверное, никогда. (Смеется). Я вообще не понимаю ничего на татарском, хотя разные слова на этом языке в Казани встречаю регулярно. Не все люди, которые живут здесь, знают татарский язык, что уж говорить об иностранцах. Для них русский-то язык очень тяжело выучить. Но я могу отличить татарские слова от русских.
- Акклиматизация в команде у вас прошла хорошо. А если в буквальном смысле подойти к этому слову. Вы в Казани не замерзаете? Все-таки Италия, Ростов и Киев находятся гораздо южнее…
- В Киеве тоже зимой бывало очень холодно. Там иногда целый месяц температура была 28-30 градусов мороза, так что я уже привык. Но мне говорили, что в Казани зимой будет холодно. Я просто не выйду из дома. Главное, что у меня тепло в квартире, машине и зале тоже тепло. Это три места, где я чаще всего бываю.
- Что же это за такая теплая машина?
- «Тойота-Камри» - это служебное авто, которое мне выделил клуб. Для меня главное в автомобиле, чтобы он ездил. А какая машина – мне не важно. Хоть немецкая, хоть японская, хоть французская…В Германии, например, у меня была «Ауди».

В 12 лет я был уже два метра
- Вы родились в Сплите, пожалуй, самом спортивном городе Хорватии…
- Да, там есть и футбольная («Хайдук»), и баскетбольная команда, которая в начале 90-х три года подряд была чемпионом Европы. Тогда она называлась «Югопластика». Сплит – город с населением в 250 тысяч человек, но оттуда вышли многие известные хорватские спортсмены. Например, там родилась чемпионка мира по прыжкам в высоту Бланка Власич, чемпион Уимблдона теннисист Горан Иванишевич, много известных футболистов.
- Как вы попали в баскетбол?
- Я с детства был очень высоким. Уже в 12 лет мой рост составлял два метра. Три года играл в гандбол, а потом отец моего друга пригласил меня на занятия баскетболом. В нем и остался.
- А футбол не понравился?
- Нет. Я в последний раз был на футболе, когда еще жил в Сплите. Очень редко смотрю футбол и по ТВ. Только если игры «Рубина». Там играют хорват Степан Томас и серб Саво Милошевич. Я с ними недавно познакомился здесь. Они хорошие парни. Очень рад, что они стали чемпионами России. Сразу же позвонил им и поздравил. Никто не думал, что они смогут победить, но они это сделали. Я очень рад, что в следующем году в Казани будет Лига чемпионов.
- УНИКС может повторить успех «Рубина»?
- Это будет тяжело сделать, но ничего невозможного нет. Конечно, ЦСКА очень силен, но ведь никогда не знаешь, что ждет тебя впереди. Сезон-то длинный…
- Вы знаете, что в России празднуют футбольные болельщики 21 ноября?
- Нет.
- В этот день сборная Хорватии обыграла англичан, благодаря чему Россия попала на Евро-2008 и завоевала там бронзовые медали…
- Так вот в чем дело! Я в это время играл в Ростове и судья-информатор перед матчем сказал: «Большое спасибо Крешимиру Лончару за то, что Хорватия выиграла у Англии и Россия попала на чемпионат Европы». Зал весь вечер скандировал мою фамилию, будто англичан обыграл я. Мне тогда было очень приятно!

Водку пробовал каждый
- В Казани у вас есть любимые места, где вам нравится отдыхать?
- Пока еще нет. Хожу в один ресторанчик, потому что там очень хорошо готовят рыбные блюда, а я люблю рыбу, особенно морскую. Но в Казани сложно найти место, где ее умеют вкусно преподнести.
- Водку-то пробовали?
- Водку, наверное, каждый человек пробовал хоть раз в жизни. (Смеется).
- Вы в Казани живете один или с семьей?
- Я не женат, но у меня есть девушка Хана. Она жила со мной в Казани три недели, но уехала обратно. Она работает в Германии. В декабре Хана снова приедет сюда, и будет жить со мной до конца года. В Казань ко мне должны приехать и мои родители. Думаю, здесь они пробудут около месяца.
- Чем они занимаются?
- Мой отец работает в окружной тюрьме…водителем, а мама пока нигде не работает. Но раньше она была поваром. Поэтому и я очень хорошо умею готовить еду. Еще у меня есть младшая сестра Марья – она профессор итальянской истории. Сейчас заканчивает учебу и пишет диплом.
- Вы своей девушке предложение руки и сердца планируете сделать?
- Не знаю. В России в этом плане немного по-другому. Я ж еще молодой, а у нас в Хорватии не принято жениться, если ты очень молод. Мы с Ханой пока только встречаемся.

Своей жизнью распоряжаюсь сам
- Почему после столь успешного сезона в «Бенеттоне» вы сначала оказались в «Терамо Баскет», а потом и вовсе на Украине?
- У меня была очень серьезная травма – разрыв крестообразных связок. Я восемь месяцев вообще не играл и думал, что мне придется завершить карьеру. Естественно, после такого трудно найти себе новую команду. Но в Киеве главным тренером стал мой знакомый, с которым мы вместе играли в Италии. Он и пригласил меня туда. На Украине я хорошо отыграл два сезона и переехал в ростовский «Локомотив». В Ростове я снова заработал разрыв крестообразных связок. Правда, уже на другом колене. В этот раз все обошлось немного легче – я не играл «всего» пять месяцев. Поэтому сейчас самое главное для меня здоровье.
- Вы играли в финале Евролиги-2003…
- В финальном матче я участия не принимал, хотя был на скамейке и мог выйти на площадку. В то время был еще очень молод. Но тот матч я помню очень хорошо. Мы проиграли «Барселоне», которая играла дома при поддержке 15-тысячного зала, и в составе которой блистал Бодирога. Возможно, когда-нибудь я еще сыграю в главном матче Евролиги.
- Реально ли осуществить вашу мечту УНИКСу?
- Заранее загадывать нельзя. Сначала нужно выиграть Кубок Европы, ведь это очень престижный и сложный турнир. Ну а потом уже можно думать о Евролиге. Я был бы очень рад, если бы в следующем году мы выступали в Евролиге.
- Неужели родственники вас не отговаривали, когда вы приняли предложение БК «Киев»? Ведь вы ехали в абсолютно незнакомую страну с другим менталитетом, к тому же, не зная языка…
- Я к тому моменту уже десять лет жил за границей, поэтому мне никто ничего подобного не говорил. Я сам принимаю подобные решения, сам думаю, стоит ли мне переходить в ту или иную команду. Если я ошибаюсь, то я ошибаюсь сам. Уже в 16 лет я выбрал Италию, уехал в «Бенеттон». Это моя жизнь. Россия – хорошая страна, в которой мне очень нравится. Здесь есть хорошие команды, у которых приличные бюджеты. Например, за три года в Италии можно получить столько же денег, сколько за один год в России. Российский чемпионат постоянно прогрессирует и сейчас он один из лучших в Европе.
- Переход в УНИКС – шаг вперед в вашей карьере?
- Безусловно. В Ростове мне очень хорошо игралось, потому что там у меня многое получалось, меня любили болельщики. Но я понял, что нельзя останавливаться на достигнутом, поэтому решил перейти в УНИКС. Все-таки в Казани команда классом повыше. Здесь у меня появился шанс поиграть в Кубке Европы. Надеюсь, удачно сыграем против «Хапоэля» и выйдем в основной раунд. Также нужно обыгрывать «Урал-Грейт» и выходить в «Финал четырех» Кубка России.
- Болельщики на улицах узнают?
- Да, чаще всего это происходит в супермаркетах. Обычно люди желают удачи или подходят за автографом.

В пекине сфотографировался с Кириленко
- Когда вы впервые стали привлекаться к играм за национальную сборную Хорватии?
- За сборную я начал играть в этом году. И получилось так, что сразу же попал на Олимпиаду. Это непередаваемые ощущения! Ведь за нашей игрой наблюдали миллионы людей. Я очень рад, что оказался на Олимпийских играх. Я до конца своей жизни буду вспоминать Пекин-2008.
- Почему у сборной Хорватии не получилось попасть в финал?
- В целом мы добились хорошего результата, показали неплохую игру. Но, к сожалению, проиграли Испании – одной из лучших команд в мире. Испанцы потом практически на равных играли в финальном матче с командой США.
- Удалось пообщаться с игроками «дрим тим»?
- Мы жили в разных местах, поэтому с американцами виделись только на церемонии открытия. Там мы были все вместе, и я сделал фото на память с Джейсоном Киддом, Леброном Джеймсом, Андреем Кириленко, Эммануэлем Жинобиле. Может быть, лет через десять покажу своим детям, что встречался с этими великими игроками.
- Коби Брайант сказал, что за 40 миллионов долларов он бы переехал играть в Россию…
- Я бы даже за 4 миллиона согласился уехать в Америку. (Смеется). Что скажешь? – обращается Крешимир к клубному водителю.
- Я бы за 40 миллионов до Америки пешком дошел или доплыл, - шутит тот в ответ.
- Вы смотрите матчи НБА?
- Нет, мне баскетбола и в жизни хватает. Если я еще буду его по телевизору смотреть, то у меня вообще голова кругом пойдет! Я дома стараюсь не смотреть спорт. Хотя иногда бывает, что включаю ТВ, когда там показывают матч той команды, в которой я раньше играл. А НБА смотрел последний раз, когда там еще Майкл Джордан играл. Это лучший игрок в истории современного баскетбола. А вообще я больше люблю европейский баскетбол.
- Он от американского сильно отстает?
- Там абсолютно другой баскетбол. В Америке это, прежде всего, шоу, а в Европе командам важен результат. Зрители в США всегда ходят на баскетбол, даже если команда идет на последнем месте. В принципе, там в каждом клубе есть одна-две мегазвезды, а остальные – обычные игроки, многие из которых ничем не лучше европейцев.
- Баскетбол для вас – это работа или удовольствие?
- Все вместе. Иногда работа, а иногда и удовольствие. Вроде бы устаешь за год, но 15 дней не играешь, а уже начинаешь скучать.
- Россия – ваш второй дом?
- Да. Я здесь живу уже третий год, и мне ваша страна очень нравится. Я привык к России. За свою жизнь я уже успел поиграть во многих странах, и везде быстро адаптировался к новым условиям. Я везде чувствую себя комфортно, так что можете называть меня гражданином мира. Неизвестно, где я буду играть через несколько лет.

Личное дело
Крешимир Лончар
Амплуа: Центровой
Родился 12 февраля 1983 года в Сплите (Хорватия).
Рост: 210 см. Вес: 105 кг
Выступал за команды: «Сплит» (Хорватия) – 1999/2000; «Вюрцбург» (Германия) – 2000-02; «Бенеттон» - 2002/2003; «Терамо Баскет» - 2003/2004 (обе – Италия); БК «Киев» (Украина) – 2004-06; «Локомотив-Ростов» - 2006-08. С июня 2008 года в УНИКСе.
Достижения в клубах: обладатель Суперкубка Италии (2002), чемпион Италии (2003), финалист Евролиги (2003), чемпион Украины (2005).
Игрок национальной сборной Хорватии, участник Олимпийских игр в Пекине.

Руслан Гатаулин, «Советский спорт-Татарстан»