Егор Мещеряков: Жаль, что не выучил турецкий. Легче было бы общаться с татарами

Основная

20.12.2005

Несколько матчей на старте новый форвард УНИКСа Егор Мещеряков пропустил из–за проблем с получением российского гражданства. Тем не менее, он принимал участие во всех мероприятиях команды, во время матчей стоял рядом со скамейкой, участвовал в тренировках, поэтому мне пришлось побегать за Егором, чтобы у него нашлось свободное время ля интервью.

- Егор, недавно я прочитал интервью с футболистом Дмитрием Парфеновым из «Спартака». Запомнилась фраза, что он получает не только зарплату, но и часть премиальных, несмотря на то, что уже два года не играет из-за травмы. А у вас финансы не запели романсы, из-за невозможности играть? Например, в игре со «Спартаком» из Питера вы переживали сердцем, или «карманом»?

- Да, я и зарплаты не мог получать, не имея паспорта, а не только премиальные. Случилась непредвиденная загвоздка с документами, хотя я не жалуюсь. Уверен, что вольюсь в команду, хотя неприятно было оказаться жертвой «паспортного локаута».

- Кто был инициатором того, что вы вливаетесь в большую семью россиян? Так и не дождавшись объединения России и Белоруссии.

- Это происходило по обоюдному согласию. Тренерам необходим был россиянин на позицию третьего-четвертого номеров, я тоже не возражал. В конце концов, я же не принимал китайского гражданства, если уж Холден становится россиянином, то человеку по имени Егор Мещеряков, думаю, это тоже не возбраняется.

- Первый раз в Казани, как я понимаю, вы были с турецким «Бешикташем». В том самом знаменитом матче, когда Руслан Авлеев «приложился» к югославскому судье. Кроме этого момента, та игра чем-то еще запомнилась?

- Это был мой первый приезд в Россию. Меня тогда поразила площадка, мы играли на паркете, положенном на лед во Дворце спорта. Были ноябрьские праздники, очень холодно, я помню. Удивило то, что за нас болело много народу, видимо, турецких строителей.

- Я посмотрел по заявкам нынешнего чемпионата. В Суперлиге крайне мало белорусов, всего пять человек. В хоккее и футболе ваших гораздо больше.

- Мне кажется, что это зависит от уровня Суперлиги. Здесь могут заиграть только лучшие представители нашей сборной.

- А с кем же вы тогда могли посоветоваться перед тем, как ехать сюда играть?

- Если говорить о представителях других видов спорта, которые играли в Казани, то я знаком с Русланом Салеем. Это произошло летом, когда мы принимали участие в благотворительной акции «Спортсмены-детям». Мы все вместе едем в какой-нибудь маленький городок, встречаемся там с детьми-инвалидами, сиротами, дарим им подарки, общаемся. Тогда же происходит и общение между представителями разных видов спорта. Но с Салеем по поводу Казани я не общался. Хотя слышал, что практически все белорусы, которые когда-то выступали здесь, уезжали довольными. Потому я не ехал сюда с чувством настороженности, неопределенности. Знаю, что город бурно развивается, команда в течение шести лет находится в медалях, у нее неплохой состав. Заочно знал здесь Антона Юдина, который выступал в «Аквариусе» вместе с моим партнером по сборной Бойдаковым, Руслана Авлеева, вместе с которым мы ездили тренироваться в баскетбольный лагерь в Америке.

- Я обратил внимание, что вы сейчас перестали вызываться в сборную Белоруссии.

- На самом деле я провел только матч с Австрией. К сожаленью, нам не предоставляется никакой страховки на матчи, поэтому очень трудно приезжать на игры. Сборникам очень тяжело вырываться из своих клубов на игры, тем более, что календарь второго дивизиона, где выступает сборная Белоруссии, отличается от календаря первого. Такие же проблемы были у Мартина Мююрсеппа. УНИКС находился на сборах, а мы в это время были в национальных командах, не имея возможности сыгрываться со своими новыми партнерами. Здесь получается конфликт интересов между клубами и сборными, от которого страдают, прежде всего, игроки. Надо мотаться по всей Европе, помнить комбинации и клуба и сборной, держать себя в тонусе. В прошлом году, когда я выступал в «Арисе», и у меня была командировка в сборную, я вернулся оттуда настолько вымотанным, что целую неделю приходил в себя. Я заболел, температурил, но в клубе заметили, что никого это не волнует – «выходи и играй!»

- Если говорить о сборных Белоруссии, то хоккеисты могут гордиться Олимпиадой 2002 года, когда они вышли в квартет сильнейших. Футбольная может вспомнить о победе над Голландией в 1995 году. Недавно Шотландию обыграли в гостя – 1:0. Что может записать в свой актив баскетбольная сборная вашей страны?

- Прежде всего, победу своей юниорской сборной на чемпионате Европы 1994 года. А национальная? У греков мы выигрывали в Афинах, в 95 или 96 году. Мы там проигрывали минус 20, но собрались, и одолели хозяев. Тогда еще Валера Дайнеко за нас играл. Были всплески, но, к сожаленью, к нашей сборной всегда был подход какого-то остаточно финансирования. Хоккей, футбол был на первых ролях, а мы далеко сзади. Гандбол тоже не может похвастать вниманием к себе, хотя он у нас был высочайшего уровня. Недавно 25 ведущих тренеров и спортсменов от баскетбола, волейбола, гандбола обратились к президенту Белоруссии Александру Лукашенко с открытым письмом о помощи к своим видам спорта, которые находятся в предсмертном состоянии. Будем ждать, что из этого выйдет.

- Вы поиграли в США, Италии, Греции, Турции. Где вам было наиболее комфортно?

- Италия стала для меня второй родиной. Открытость людей, их позитивное отношение к тебе, - это все не может не радовать. Плюс я быстро выучил итальянский, а когда знаешь язык, страна открывается для тебя в другом свете.
Приеду в Авеллино, думаю, что человек 10 подойдут ко мне, возьмут автограф, поблагодарят за то, что я помог местной команде выйти в высшую лигу. Баскетбол там динамичный, не грубый. Это не Греция с Турцией, где такая плотная опека, что запросто можно получить локтем в ребра. Поэтому Италия в моем сердце имеет особую ячейку. Турецкого, к сожаленью, не выучил, сейчас легче было бы общаться с татарами. Кто же знал?

- А кто знал, например, что Греция станет чемпионом Европы по баскетболу? Вы могли это предчувствовать, проведя там последние два года?

- Греки всегда отличались своей организованность, умением собраться, везти вязкую игру и выигрывать концовки. Немаловажный момент в том, что се игроки сборной являются лидерами своих команд в национальных чемпионатах.
Команда молодая, в самом соку, 24-27 лет, стабильно и ровно прошла весь турнир, поэтому, я считаю, что их победа была закономерной.

- Футбольная сборная Греции тоже пока чемпион Европы, но за выход на чемпионат мира она в своей отборочной группе заняла только четвертое место из шести команд.

- Баскетбол в Греции посерьезнее. Думаю, что эта команда не будет выпадать из четверки лучших в течение пары ближайших лет.

- А каковы перспективы сборной России?
- Мне кажется, что светлые. Надо только поставить у ее руля сильного специалиста и упорядочить отношения с игроками.  Игроков, которые могут добиваться хороших результатов, в России сейчас хватает.

- На какой срок вы заключили контракт с УНИКСом?

- На два года. Так что свое 30-летие, которое у меня будет в октябре 2006 года, справлю в Казани.

- Переехали сюда с семьей?

- Да. В Белоруссии у нас недавно была церемония венчания с супругой, с которой живем уже пять лет. Пока она домохозяйка, но вполне возможно, что она поступит учиться, чтобы получить второе образование. По первому она учитель биологии, с красным дипломом.

Джаудат АБДУЛЛИН